Церковный календарь
Новости


2017-12-11 / russportal
П. Н. Красновъ. Повѣсть "Въ манчжурской глуши". Глава 2-я (1904)
2017-12-11 / russportal
П. Н. Красновъ. Повѣсть "Въ манчжурской глуши". Глава 1-я (1904)
2017-12-10 / russportal
Отвѣтъ Зарубежн. Церк. Собора Августѣйшему Главѣ Россійскаго Имп. Дома (1939)
2017-12-10 / russportal
Высочайшее привѣтствіе Августѣйшаго Главы Россійскаго Императ. Дома (1939)
2017-12-10 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Наканунѣ войны". Глава 30-я (1939)
2017-12-10 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Наканунѣ войны". Глава 29-я (1939)
2017-12-10 / russportal
Дѣянія 2-го Всезарубежнаго Собора РПЦЗ 1938 г. О Соборѣ (1939)
2017-12-10 / russportal
Дѣянія 2-го Всезарубежн. Собора 1938 г. Списокъ членовъ Собора (1939)
2017-12-10 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Наканунѣ войны". Глава 28-я (1937)
2017-12-10 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Наканунѣ войны". Глава 27-я (1937)
2017-12-09 / russportal
Дѣянія 2-го Всезарубежнаго Собора РПЦЗ 1938 г. Наказъ Собору (1939)
2017-12-09 / russportal
Дѣянія 2-го Всезарубежн. Собора 1938 г. Правила о составѣ Собора (1939)
2017-12-09 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Наканунѣ войны". Глава 26-я (1937)
2017-12-09 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Наканунѣ войны". Глава 25-я (1937)
2017-12-09 / russportal
Предсоборная Комиссія Второго Всезарубежнаго Собора РПЦЗ 1938 г. (1939)
2017-12-09 / russportal
Докладъ Архіерейскому Сѵноду Блаж. Митр. Антонія (Храповицкаго) (1939)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - понедѣльникъ, 11 декабря 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 11.
Церковная письменность

Проф. П. В. Верховской († 1943 г.)
ПАТРІАРХЪ ТИХОНЪ.

Промысломъ Божіимъ 21 ноября 1917 г. въ Русской Православной Церкви возстановлено патріаршество, отмѣненное Петромъ Великимъ слишкомъ двѣсти лѣтъ тому назадъ. Долго и томительно ждали этого радостнаго дня цѣлыя поколѣнія искреннихъ православныхъ русскихъ людей и, наконецъ, дождались его въ пылу войны и междоусобной брани. Призирая на скорбную Русскую землю Своимъ всевидящимъ окомъ, Господь послалъ намъ великаго господина, отца и молитвенника, Святѣйшаго Тихона, Патріарха Московскаго и всея Россіи.

Святѣйшій Тихонъ родился въ 1866 г. въ Псковской епархіи. Первоначальное образованіе онъ получилъ въ Торопецкомъ духовномъ училищѣ и Псковской духовной семинаріи, по окончаніи которой, какъ лучшій воспитанникъ, посланъ былъ на казенный счетъ въ Петроградскую духовную академію. Здѣсь веселый и общительный студентъ Василій Ивановичъ Беллавинъ (мірское имя Патріарха) былъ любимцемъ курса. По окончаніи въ 1888 г. академіи однимъ изъ первыхъ студентовъ, онъ былъ опредѣленъ въ родную ему Псковскую духовную семинарію преподавателемъ основного, догматическаго и нравственнаго богословія. Это былъ наставникъ, умѣвшій не строгостью, а любовью и глубоко интереснымъ преподаваніемъ заставить всѣхъ любить и знать преподаваемые имъ предметы.

/с. 4/ Въ 1891 г. Василій Ивановичъ принялъ монашеское постриженіе съ именемъ Тихона. Всѣ присутствовавшіе при совершеніи этого глубокотрогательнаго чина были поражены тою глубокою одушевленностью и какою-то особою проникновенностью, съ какою произносилъ обѣты постригаемый. Въ 1892 г. семинарія разсталась съ любимымъ наставникомъ, переведеннымъ инспекторомъ Холмской духовной семинаріи. Въ томъ же году іеромонахъ Тихонъ былъ назначенъ ректоромъ сначала Казанской, а затѣмъ опять Холмской семинаріи.

19 октября 1897 г. архимандритъ Тихонъ былъ рукоположенъ въ епископа Люблинскаго, а уже въ 1898 г. назначенъ въ Америку епископомъ Алеутскимъ, гдѣ провелъ 8 лѣтъ и стяжалъ общую любовь своимъ архипастырски любовнымъ ко всѣмъ отношеніемъ. Въ Ярославлѣ, куда архіепископъ Тихонъ былъ переведенъ въ 1907 г. изъ Америки, онъ также оставилъ по себѣ рѣдкую память. Здѣсь онъ святительствовалъ 7 лѣтъ, и старожилы сравнивали его со «святымъ» Димитріемъ (Муретовымъ). Когда въ 1913 г. архіепископъ Тихонъ, противъ своего желанія, былъ переведенъ въ Вильну архіепископомъ Литовскимъ, его провожали съ непритворными слезами, избравъ его почетнымъ гражданиномъ г. Ярославля, каковая честь рѣдко выпадала на долю нашихъ святителей. На прощанье архіепископъ Тихонъ роздалъ все, что имѣлъ, въ разныя благотворительныя учрежденія. Отзывчивый и любвеобильный, архіепископъ Тихонъ и въ Вильнѣ за короткое пребываніе успѣлъ стяжать себѣ любовь. Въ 1916 г. онъ былъ въ дѣйствующей арміи и объѣхалъ передовыя позиціи многихъ полковъ, благословляя воиновъ иногда подъ градомъ пуль.

Высокопреосвященный Тихонъ неоднократно былъ /с. 5/ вызываемъ къ присутствію въ Св. Синодѣ и при томъ разными оберъ-прокурорами, такъ какъ всѣ они одинаково воздавали дань уваженія его широкимъ и глубокимъ познаніямъ, его такту, архипастырской опытности, отзывчивости и особенно его высокому христіанскому настроенію и никѣмъ непререкаемой чистотѣ и высотѣ его архипастырскаго служенія.

Когда въ маѣ 1917 г. происходили первые выборы Петроградскаго митрополита, архіепископъ Тихонъ былъ однимъ изъ первыхъ кандидатовъ. Вскорѣ затѣмъ онъ избранъ былъ архіепископомъ Московскимъ, а когда 15 августа 1917 г. открылся Священный Соборъ Всероссійской помѣстной Церкви, высокопреосвященный Тихонъ занялъ кресло его предсѣдателя. Однако Провидѣніе готовило ему еще большій подвигъ, особенно тягостный и даже опасный въ наши смутные дни.

Въ октябрѣ 1917 г. на Священномъ Соборѣ было, наконецъ, рѣшено возстановить въ Россіи патріаршество, прекратившееся 16 октября 1700 г. со смертью патріарха Адріана. 30 и 31 октября закрытымъ голосованіемъ были намѣчены кандидаты, при чемъ замѣчательно, что митрополитъ Тихонъ только въ третій разъ получилъ необходимое для участія въ выборахъ число голосовъ. Вѣроятно, это нужно было для того, чтобы всѣ потомъ ясно видѣли, что не люди, а Самъ Богъ избралъ его быть Русскимъ патріархомъ.

5-го ноября въ храмѣ Христа Спасителя множествомъ архіереевъ и духовенства была отслужена торжественная литургія въ присутствіи членовъ Собора. По окончаніи часовъ покойный митрополитъ Владиміръ, въ присутствіи выборныхъ свидѣтелей, съ особыми церемоніями написалъ имена трехъ избранныхъ кандидатовъ на патріаршество — Антонія, архіепископа /с. 6/ Харьковскаго; Арсенія, архіепископа Новгородскаго и Тихона, митрополита Московскаго — на равныхъ листкахъ бумаги, свернулъ каждый жребій въ трубочку, сложилъ поперекъ, надѣлъ на каждый изъ нихъ резиновое кольцо, вложилъ въ особый ковчежецъ, закрылъ его, обвязалъ тесьмою, концы которой запечаталъ сургучной печатью, встряхнулъ ковчежецъ, вынесъ его изъ алтаря и положилъ на особо уготованномъ столикѣ предъ мѣстною иконою Божіей Матери. На томъ же столикѣ была положена и нарочно принесенная во время литургіи изъ Успенскаго Собора чудотворная Владимірская икона Божіей Матери, предъ которой молились и были избираемы древніе Русскіе патріархи. По окончаніи литургіи былъ совершенъ торжественный молебенъ, по нарочито составленному чину, Христу Спасителю, Пречистой Богоматери и святителямъ московскимъ Петру, Алексію, Іонѣ, Филиппу и Ермогену, послѣ котораго митрополитъ Владиміръ взошелъ на солею, взялъ ковчежецъ и изнесъ его на амвонъ посрединѣ храма. Приподнявъ его въ виду всѣхъ присутствовавшихъ, онъ сотрясалъ его, при чемъ всѣмъ было хорошо видно, что печать и тесьма цѣлы. Тогда на тотъ же амвонъ взошли представители Собора, митрополитъ Владиміръ разрѣзалъ ножницами тесьму, открылъ ковчежецъ и благословилъ іеромонаха-затворника Зосимовой пустыни Алексія на вынутіе жребія съ именемъ избраннаго, по указанію Божію, въ великій санъ патріарха Всероссійскаго. Старецъ-затворникъ трижды осѣнилъ себя крестнымъ знаменіемъ и съ благоговѣніемъ вынулъ одинъ жребій. Взявъ его, митрополитъ Владиміръ развернулъ и громко огласилъ имя избраннаго въ патріархи — митрополита Московскаго Тихона. Тогда весь Священный Соборъ и всѣ присутствующіе въ храмѣ троекратно воспѣли въ честь /с. 7/ новоизбраннаго Патріарха «Аксіосъ» и «Тебе Бога хвалимъ». За этимъ послѣдовало освидѣтельствованіе двухъ другихъ жребіевъ и торжественное посольство къ митрополиту Тихону съ объявленіемъ объ избраніи. Въ это утро митрополитъ Тихонъ совершалъ литургію въ Крестовой церкви своего Троицкаго подворья, а два другихъ кандидата — въ церквахъ своихъ подворій. По прибытіи посольства, состоявшаго изъ старѣйшихъ іерарховъ и выдающихся членовъ Собора, митрополитъ Тихонъ встрѣтилъ его въ Крестовой Церкви, облаченный въ мантію, малый омофоръ и митру. Совершивъ краткое молебствіе, онъ вышелъ на амвонъ и сталъ лицомъ къ народу. Тогда митрополитъ Владиміръ, приступивъ къ нему, торжественно благовѣстилъ ему объ избраніи, говоря: «Преосвященнѣйшій Митрополитъ Тихонъ, Священный и Великій Соборъ призываетъ твою святыню на патріаршество Богоспасаемаго града Москвы и всея Россіи», на что митрополитъ Тихонъ отвѣтилъ: «понеже Священный и Великій Соборъ судилъ мене, недостойнаго, быти въ таковѣ служеніи, благодарю, пріемлю и нимало вопреки глаголю». Послѣ этого раздалось многолѣтіе и новонареченный Патріархъ произнесъ свое первое слово, полное смиренія и самоотверженной готовности послужить Богу и Русской Православной Церкви въ новомъ великомъ и отвѣтственномъ санѣ патріарха, особенно тяжкомъ въ современной дѣйствительности. Затѣмъ послѣдовали привѣтствія митрополиту Тихону со стороны посольства, по окончаніи которыхъ онъ благословилъ народъ и удалился въ свои покои. Въ тотъ же день состоялось торжественное поздравленіе митрополита Тихона всѣмъ Соборомъ и поклоненіе его Владимірской иконѣ Божіей матери въ Храмѣ Христа Спасителя, а 7 ноября онъ отбылъ въ Троице-/с. 8/ Сергіеву Лавру, чтобы въ уединеніи приготовиться къ торжеству возведенія на патріаршій престолъ (интронизація), которое и состоялось 21 ноября въ праздникъ Введенія во храмъ Пресвятыя Богородицы въ Успенскомъ Соборѣ.

Въ этотъ день съ ранняго утра огромныя толпы народа сошлись ко Кремлю. Къ 9 часамъ утра члены Собора, во главѣ съ епископами, собрались въ Мѵроварной Палатѣ, а члены Св. Синода — въ храмѣ 12 Апостоловъ, куда ожидался и новонареченный Патріархъ. Въ храмѣ было холодно, потому что западная стѣна его была пробита большимъ снарядомъ во время взятія Москвы большевиками. На противоположной стѣнѣ его стояло Распятіе Господа Іисуса Христа съ оторванными снарядомъ руками, и видъ его навѣвалъ скорбныя чувства...

Въ 9 часовъ, наконецъ, прибылъ митрополитъ Тихонъ и, послѣ привѣтствій, торжественно направился въ Успенскій Соборъ. Впереди шли пѣвчіе, затѣмъ члены Собора, міряне и духовные, а за ними смиренно, съ опущеннымъ взоромъ шелъ онъ самъ. Войдя въ Соборъ, митрополитъ Тихонъ сталъ на свое святительское мѣсто посрединѣ храма и началъ облачаться въ великолѣпныя архіерейскія одежды. Благоговѣніе сослужащихъ ему, стройное задушевное пѣніе синодальнаго хора и вся красота служенія такъ возвышали и умиляли молящихся, что они невольно чувствовали духовный восторгъ. Литургія шла обычнымъ порядкомъ до «малаго выхода», и присутствовавшіе спокойно ждали интронизаціи. Наконецъ, при пѣніи «Пріидите, поклонимся» вся церковь, какъ одинъ человѣкъ, выразила чувства свои въ мощныхъ звукахъ этой торжественной пѣсни. Митрополитъ Тихонъ, поддерживаемый священнослужителями, вошелъ въ алтарь /с. 9/ и всталъ на Горнее мѣсто. Въ это время, какъ на Пасху, народъ стоялъ съ зажженными свѣчами, ибо совершалось великое таинственное дѣло — посвященіе Патріарха. Наступила самая важная минута... Два митрополита — Владиміръ Кіевскій и Платонъ Кавказскій — взяли митрополита Тихона подъ руки и три раза посадили его на патріаршее мѣсто со словами: «Во имя Отца, аминь; и Сына, аминь; и Св. Духа, аминь», а затѣмъ старѣйшій митрополитъ Владиміръ прочелъ надъ Патріархомъ особую молитву, читаемую на настолованіе патріарха, и громко произнесъ — «аксіосъ».

Такъ долго лелѣянная мечта Православной Русской Церкви осуществилась. Выборы и посвященіе Патріарха совершились. Въ дни мрака и печали, среди бурь и грозныхъ тучъ заблестѣло солнышко — появился Отецъ отцовъ. Оставалось только радоваться, и дѣйствительно, священнослужители, хоръ и весь народъ, полнымъ голосомъ, не скрывая радости, громко возгласили въ отвѣтъ митрополиту: «аксіосъ, аксіосъ, аксіосъ». Архіепископъ Новгородскій Арсеній, ставъ передъ престоломъ, тотчасъ произнесъ великую ектенію, а митрополиты съ помощью діаконовъ облачили Патріарха въ древнія патріаршія одежды его великихъ и святыхъ предшественниковъ, снявъ съ него все архіерейское.

Когда кончилась литургія, Святѣйшій Тихонъ отошелъ на патріаршее мѣсто и перемѣнилъ свое облаченіе на мантію и бѣлый патріаршій клобукъ патр. Никона, надѣлъ двѣ панагіи и крестъ. Затѣмъ онъ вышелъ къ народу, остановился на амвонѣ, и тогда во всемъ величіи и красотѣ своей явился всѣмъ Святѣйшій Патріархъ...

Митрополитъ Владиміръ съ трогательной рѣчью вручилъ ему посохъ св. митрополита Петра, какъ /с. 10/ знакъ святительской власти Патріарха Тихона надъ всею Русской Православной Церковью. Со своей стороны, поблагодаривъ за привѣтствіе и поздравленіе, Патріархъ благословилъ всѣхъ и направился къ выходу для совершенія крестнаго хода вокругъ Успенскаго Собора. Народъ, тысячами невидимыхъ нитей притягиваемый къ Патріарху, тѣснымъ кольцомъ окружалъ его, стараясь приблизиться къ нему, прикоснуться къ одеждѣ его, заглянуть ему въ лицо. И чувствовалась общая радость, радость пасхальная, трудно передаваемая. Изъ среды народа слышались восклицанія: «Отецъ нашъ, заступникъ нашъ, помолись за насъ».

Выслушавъ краткое молебствіе послѣ крестнаго хода въ Успенскомъ Соборѣ, Патріархъ объѣхалъ въ каретѣ Священный Кремль, окропляя стѣны его св. водою, и затѣмъ отправился къ себѣ на Троицкое подворье.

Такъ совершилось событіе, имѣющее въ русской церковной и государственной жизни величайшую важность. Цѣлые два столѣтія у Русской Церкви не было одного общаго Архипастыря, не было единой живой души, которая болѣла бы общими скорбями и радовалась общею радостью. Не было единой священной власти, которая объединяла бы въ живомъ лицѣ всѣхъ архіереевъ, все духовенство и всѣхъ вѣрующихъ православныхъ мірянъ. Недоставало живого молитвенника предъ Богомъ за всю Русскую Церковь, недоставало духовника, который взялъ бы на свою совѣсть всѣ ея многочисленныя согрѣшенія. Да и вѣрующимъ не за кого было помолиться, не на кого было и понадѣяться. Все расплывалось въ туманное пятно цѣлаго ряда церковно-государственныхъ коллегіальныхъ учрежденій...

/с. 11/ Теперь у насъ есть Патріархъ, и русскому сердцу стало теплѣй и спокойнѣй. Мы глубоко вѣримъ, что благодать свыше, высокія дарованія и горѣніе духа нашего Отца и Архипастыря возбудятъ въ насъ наши дремлющія духовныя силы и станутъ мощными руководителями Православной Великой Россіи въ трудномъ дѣлѣ возрожденія ея религіозно-нравственной жизни.

Членъ Священнаго Собора Православной Россійской Церкви,

профессоръ П. В. ВЕРХОВСКОЙ.       

Источникъ: Проф. П. В. Верховской. Патріархъ Тихонъ. — [Ростовъ-на-Дону], 1919. — 12 с. [Народная Библіотека №1. Серія 2-я: Вожди и Герои Россіи].

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2017 г.