Церковный календарь
Новости


2018-05-25 / russportal
Н. И. Ульяновъ. Замолчанный Марксъ (1969)
2018-05-25 / russportal
Дѣянія 2-го Всезарубежн. Собора РПЦЗ 1938 г. Докладъ (2-й) К. Н. Николаева (1939)
2018-05-24 / russportal
Cвт. Іоаннъ, архіеп. Шанхайскій. Святыя Евѳимія и Ольга (1994)
2018-05-24 / russportal
Cвт. Іоаннъ, архіеп. Шанхайскій. Преп. Серафимъ Саровскій (1994)
2018-05-24 / russportal
Прав. Іоаннъ Кронштадтскій. "Новыя грозныя слова". Слово 15 (37) (1908)
2018-05-24 / russportal
Прав. Іоаннъ Кронштадтскій. "Новыя грозныя слова". Слово 14 (36) (1908)
2018-05-23 / russportal
И. А. Родіоновъ. Повѣсть "Жертвы вечернія". Глава 50-я (1922)
2018-05-23 / russportal
И. А. Родіоновъ. Повѣсть "Жертвы вечернія". Глава 49-я (1922)
2018-05-23 / russportal
Н. А. Соколовъ. "Убійство Царской Семьи". Глава 6-я (1925)
2018-05-23 / russportal
Н. А. Соколовъ. "Убійство Царской Семьи". Глава 5-я (1925)
2018-05-23 / russportal
Cвт. Іоаннъ Шанхайскій. Разслабленный, самарянка и слѣпорожденный (1994)
2018-05-23 / russportal
Cвт. Іоаннъ, архіеп. Шанхайскій. Святые Кириллъ и Меѳодій (1994)
2018-05-23 / russportal
Прав. Іоаннъ Кронштадтскій. "Моя жизнь во Христѣ". Часть 1-я (стр. 71-80) (1957)
2018-05-23 / russportal
Прав. Іоаннъ Кронштадтскій. "Моя жизнь во Христѣ". Часть 1-я (стр. 61-70) (1957)
2018-05-21 / russportal
И. А. Родіоновъ. Повѣсть "Жертвы вечернія". Глава 48-я (1922)
2018-05-21 / russportal
И. А. Родіоновъ. Повѣсть "Жертвы вечернія". Глава 47-я (1922)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - суббота, 26 мая 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 39.
Церковная письменность

Свящмуч. Владиміръ (Богоявленскій), митр. Кіевскій († 1918 г.)

Свящмуч. Владиміръ (въ мірѣ Василій Никифоровичъ Богоявленскій) (1848-1918), митрополитъ Кіевскій и Галицкій, видный церковный и общественный дѣятель, монархистъ, первый архіерей-новомученикъ Россійской Церкви. Родился 1 января 1848 г. въ селѣ Малая Моршевка Моршанскаго уѣзда Тамбовской губерніи въ семьѣ священника. Окончилъ Тамбовскую духовную семинарію и Кіевскую духовную академію (1874) со степенью кандидата богословія. Съ 1888 г. — епископъ Старорусскій, викарій Новгородской епархіи. Съ 1891 г. — еп. Самарскій. Съ 1892 г. — архіеп. Карталинскій и Кахетинскій, Экзархъ Грузіи, членъ Святѣйшаго Сѵнода. Съ 1898 г. — митр. Московскій и Коломенскій. Придерживался консервативныхъ политическихъ взглядовъ, стремился проповѣдовать христіанство среди рабочихъ, полемизировалъ съ марксизмомъ. Онъ не только самъ принималъ участіе въ собраніяхъ и совѣщаніяхъ монархистовъ, но и рекомендовалъ всѣмъ записываться въ Союзъ Русскаго Народа (СРН), говоря: «Кто чувствуетъ себя русскимъ, тому естественно быть членомъ Союза Русскаго Народа». Въ 1905 г. активно поддержалъ дѣйствія московскаго ген.-губернатора Ѳ. В. Дубасова по борьбѣ съ революціей. Въ 1911 г. подъ его покровительствомъ состоялся Россійскій противоалкогольный съѣздъ. Поддерживалъ церковную и благотворительную дѣятельность Вел. Кн. Елизаветы Ѳедоровны. 23 ноября 1912 г. назначенъ митрополитомъ С.-Петербургскимъ и первенствующимъ членомъ Свят. Сѵнода. Докторъ богословія (1915). На одной изъ аудіенцій у Императора Николая II высказалъ свое негативное мнѣніе о дѣятельности Г. Е. Распутина и выступилъ за его удаленіе изъ С.-Петербурга. За открытое вмѣшательство въ дѣла государственнаго управленія былъ переведенъ на Кіевскую каѳедру, сохранивъ постъ первенствующаго члена Свят. Сѵнода. Членъ Предсоборнаго Совѣщанія. Продолжалъ участвовать въ монархическомъ движеніи. Въ 1917 г. призналъ Временное правительство, но подалъ въ отставку съ поста члена Свят. Сѵнода, оставшись на кіевской каѳедрѣ. Участникъ Всероссійскаго Помѣстнаго Собора 1917-1918 гг. Выступалъ противъ автокефалистскихъ настроеній среди части кіевскаго духовенства. Послѣ жестокихъ пытокъ былъ звѣрски растерзанъ революціонными бандитами 25 января 1918 г. послѣ взятія ими Кіева. Память св. свящмуч. Владиміра, митр. Кіевскаго — 25 января / 7 февраля.

Сочинения свящмуч. Владиміра (Богоявленскаго), митр. Кіевскаго

Свящмуч. Владиміръ, митр. Кіевскій († 1918 г.)
БЕСѢДЫ НА СЕМЬ СЛОВЪ СПАСИТЕЛЯ СО КРЕСТА.

5. Жажду!

Посемъ вѣдый Іисусъ, яко вся уже совершишася, да сбудется Писаніе, глагола: жажду! Сосудъ же стояше полнъ оцта: они же исполнивше губу оцта и на трость вонзше, придѣша ко устомъ Его (Іоан. 19, 28-29).

Возлюбленные о Господѣ братіе! Это слово самое краткое и, повидимому, самое маловажное изъ всѣхъ крестныхъ словъ Господа Іисуса; но при ближайшемъ разсмотрѣніи оказывается, что оно такъ же многозначительно, какъ и другія, и не смотря на свою кажущуюся маловажность равносильно имъ по своему содержанію.

Душевная борьба Спасителя окончилась. Внутреннія страданія Его съ словами: Боже Мой, Боже Мой, вскую Мя еси оставилъ? достигли крайняго своего предѣла. Снова засіяло солнце. Душа Его снова успокоилась на благоволеніи Отца, и утѣшительное сознаніе, что все, для чего послалъ Его Отецъ, теперь сдѣлано, исполнило Его духовнаго мира. Но тѣмъ ощутительнѣе чувствуетъ Онъ теперь боль въ /с. 56/ пронзенныхъ, израненныхъ членахъ Своего тѣла. Въ жестокой борьбѣ, въ томленіи и тоскѣ Своей жаждущей души, Онъ забылъ о всякой жаждѣ Своего тѣла; но теперь эта тѣлесная жажда вызываетъ въ Немъ болѣзненный вопль: «Жажду».

Съ тѣхъ поръ, какъ Онъ въ послѣдній разъ ѣлъ съ Своими учениками пасхальнаго агнца и пилъ отъ вина лознаго, прошло уже двадцать часовъ, въ продолженіи которыхъ Онъ не принималъ ни пищи, ни питья. Хотя воины предъ началомъ казни, по обычаю давать приговореннымъ къ смерти преступникамъ предъ казнію опьяняющій напитокъ, чтобы отуманить ихъ чувства, предлагали и Спасителю таковой напитокъ; но Онъ отказался принять его, такъ какъ хотѣлъ съ яснымъ умомъ и полнымъ сознаніемъ выпить до дна ту чашу, которую далъ Ему Отецъ.

Окиньте при этомъ еще разъ вашимъ взоромъ все то, что перенесъ Господь Іисусъ съ того часа, когда Онъ, въ послѣдній разъ, на тайной вечери, находился въ обществѣ учениковъ Своихъ! Эту потрясающую разлуку съ Своими учениками, эту душевную борьбу въ саду геѳсиман/с. 57/скомъ, это предательство Іуды и заарестованіе, это бѣгство учениковъ и отреченіе Петра. Вотъ таскаютъ они, враги Его, отъ одного допроса къ другому, всячески оскорбляютъ, смѣются и издѣваются надъ Нимъ, плюютъ на Него, наносятъ Ему удары, пощечины и заушенія, заключаютъ въ оковы тѣло Его, терновый вѣнецъ надѣваютъ на Его голову. Какая длинная цѣпь мученій тянется до тѣхъ поръ, пока римскій правитель не предалъ Его наконецъ на распятіе и не возложили на рамена Его тяжелаго креста, подъ бременемъ котораго подламывались Его ноги! Вотъ, въ продолженіе шести часовъ уже виситъ Онъ между небомъ и землею, истекая кровью, подъ невыносимо знойными лучами южнаго солнца, беззащитный противъ столь мучительныхъ на востокѣ насѣкомыхъ, подъ насмѣшками и издѣвательствомъ враговъ, крайне изнуренный столь продолжительнымъ ужаснымъ мученіемъ душевной борьбы. Поистинѣ Онъ грѣхи наша носитъ и о насъ болѣзнуетъ, и мы вмѣнихомъ Его быти въ трудѣ и въ язвѣ отъ Бога и озлобленіи (Ис. 53, 5). Исполняются и въ этихъ тѣлесныхъ страданіяхъ слова /с. 58/ Писанія: Изсше яко скудель крѣпость моя и языкъ мой прильпе гортани моему (Псал. 21, 16). — Друже! Если когда-нибудь приходилось тебѣ самому лежать на одрѣ тяжкой болѣзни, или стоять у одра умирающаго, то ты, навѣрное, знаешь, что едва ли какое-нибудь другое мученіе бываетъ такъ невыносимо для страждущаго и умирающаго, какъ именно жажда его пламенной гортани. Что же удивительнаго, если въ томъ лихорадочномъ жару, въ которомъ находилось тѣло Спасителя, пригвожденнаго ко кресту, мученіе Его томительной жажды превзошло всякіе предѣлы терпѣнія?

Но подобно герою, который въ пылу битвы забываетъ о своихъ ранахъ и не обращаетъ вниманія на струящуюся изъ ранъ его кровь, и Спаситель нашъ въ разгарѣ Своей борьбы не обращалъ вниманія на Свои тѣлесныя мученія и на жажду Своей гортани. Но вотъ одержана побѣда и все совершилось. Онъ побѣдилъ теперь всѣ ужасы ада и суда, и для Него насталъ вечерній отдыхъ. Но зато тѣмъ сильнѣе чувствуетъ Онъ теперь жгучую, нестерпимую боль въ Своихъ ранахъ и уже не мо/с. 59/жетъ удержаться отъ болѣзненнаго вопля. Посемъ вѣдый Іисусъ, яко вся уже совершишася, да сбудется Писаніе, глагола: «жажду!»

Да сбудется Писаніе! Чтобы и въ этомъ отношеніи исполнилось то, что гораздо ранѣе было о Немъ предсказано духомъ пророческимъ, чтобы исполнились слѣдующія слова Писанія: И даша въ снѣдь мою желчь и въ жажду мою напоиша мене оцта. Такъ было о Немъ написано прежде пророкомъ. Поэтому Онъ долженъ былъ претерпѣть и это страданіе и чрезъ обнаруженіе Своей жажды доказать, что и это слово Священнаго Писанія исполнилось на Немъ.

Жажду! — взываетъ нашъ Спаситель со креста Своего. Мы, конечно, и безъ этой жалобы, могли бы знать, насколько велико было Его тѣлесное мученіе на крестѣ. Но Онъ Своимъ воззваніемъ придаетъ этому Своему мученію еще бóльшую силу, и вина наша тѣмъ болѣе увеличивается, если и такой жалобный вопль божественнаго Страдальца не трогаетъ нашего сердца. — Жажду! вопіетъ нашъ Спаситель со креста Своего. Какъ внушителенъ и трогателенъ этотъ вопль Спасителя міра среди /с. 60/ шумнаго веселья, съ которымъ чада міра сего и доселѣ переходятъ отъ одного удовольствія къ другому! О, прислушайтесь къ этому воплю вы, несчастные сластолюбцы, при вашихъ роскошныхъ обѣдахъ, при вашихъ неумѣренныхъ пиршествахъ и кутежахъ, среди вашихъ нескромныхъ шутокъ и каррикатурныхъ маскарадовъ, которыми вы оскорбляете святость дней, назначенныхъ для воспоминаній страданій и смерти нашего Спасителя. — Жажду! восклицаетъ Онъ въ пылу Своихъ крестныхъ страданій. — Когда міръ и плоть соблазняютъ васъ пить и упиваться изъ опьяняющей чаши удовольствій; когда для вашего суетнаго чувства недостаточно обильно текутъ источники наслажденій; когда для изнѣженнаго и избалованнаго вашего вкуса обѣдъ кажется недостаточно изысканнымъ и вкуснымъ, столъ недостаточно богатымъ и обильнымъ кушаньями и питіями: тогда устремляйте чаще и пристальнѣе взоръ свой на Него, нашего Спасителя, въ Его крестныхъ страданіяхъ, въ лихорадочномъ жару и мукахъ Его жажды, — тогда пусть этотъ вопль Его «жажду» служитъ для васъ спасительнымъ пре/с. 61/достереженіемъ. — Какъ возмогъ Ты, о Іисусе, Спасителю нашъ, препобѣдить въ Себѣ всякое чувство боли и нестерпимыхъ мукъ Твоего тѣла и не прежде вспомнилъ объ этихъ мукахъ и заявилъ о нихъ въ жалобномъ воплѣ, какъ тогда, когда все уже совершилось! Я именуюсь Твоимъ ученикомъ; но, ахъ, какъ часто побѣждаютъ меня страданія моего тѣла, вызываютъ во мнѣ чувство ропота и дѣлаютъ меня медлительнымъ и лѣнивымъ въ исполненіи моихъ обязанностей! — Идите и скажите вашимъ больнымъ и всѣмъ страждущимъ и бѣднымъ: что дѣлаете вы, предаваясь ропоту и жалобамъ на тяжесть вашего положенія и почему вамъ такъ трудно бываетъ спокойно и терпѣливо переносить ваши страданія?... О, смотрите чаще на образъ вашего Распятаго Спасителя, какъ Онъ во время Своихъ страданій, подобно тому богатому, въ евангельской притчѣ, томится объ одной капелькѣ воды для утоленія невыносимой жажды! Пусть это крестное слово Спасителя «жажду» обличаетъ ваше нетерпѣнье, пробуждаетъ въ васъ чувство благодарности за каждое облегченіе въ вашихъ страданіяхъ и помогаетъ вамъ без/с. 62/ропотно, съ терпѣніемъ переносить ихъ и смирятъся подъ крѣпкую руку Божію.

Жажду! — взываетъ нашъ Спаситель со креста Своего. Казалось бы, что всѣ источники и водоемы міра должны были открыться и поспѣшить для утоленія Его жажды. Но случилось не такъ. Тотъ, Который въ Канѣ галилейской претворилъ воду въ вино, чтобы показать славу Свою ученикамъ Своимъ и возбудить въ нихъ вѣру въ Себя; Который напиталъ въ пустынѣ тысячи людей немногими хлѣбами и рыбами, — Онъ, конечно, могъ бы и теперь упросить Отца Своего, чтобы Онъ послалъ Ему ангела утолить Его жажду. Но какимъ образомъ тогда исполнилось бы Писаніе? Вотъ почему ни одинъ ангелъ не сходитъ теперь съ неба. Только воины, составлявшіе стражу при крестѣ, проникаются чувствомъ состраданія къ мученію Распятаго. Здѣсь, подлѣ креста, стоялъ сосудъ, наполненный оцетомъ (кислымъ виномъ), который служилъ обыкновеннымъ напиткомъ у людей низшаго, бѣднаго класса. Они взяли губку, напояли ее этимъ напиткомъ и, вонзивъ ее на палку, поднесли къ устамъ Спасителя. И Онъ при/с. 63/нялъ это питье, и не отвратилъ устъ Своихъ отъ напоенной уксусомъ губки, которую они поднесли Ему.

Друже, ты охотно предложилъ бы Ему лучшее питье, чѣмъ этотъ кислый напитокъ. То же, конечно, сдѣлали бы и тѣ изъ учениковъ Его, которые оставались еще при крестѣ Его, или снова возвратились сюда изъ домовъ своихъ. Съ какимъ удовольствіемъ они принесли бы Ему лучшій напитокъ для утоленія жажды, если бы римская стража не отгоняла ихъ отъ креста и не заставляла оставаться бездѣйственными свидѣтелями Его страданій!

Но тебя, другъ, никто не принуждаетъ къ этому; тебѣ теперь никто не препятствуетъ пойти и утолить Его жажду лучшимъ напиткомъ. Ибо еще и сейчасъ взываетъ нашъ Спаситель — эта Глава въ Своихъ членахъ — жажду! Что сдѣлаете вы одному изъ меньшихъ братій Его, то сдѣлаете, какъ Онъ Самъ завѣряетъ, Ему Самому. — Такъ идите же, утоляйте Его жажду и не отказывайте Ему въ глоткѣ холодной воды, о которомъ Онъ проситъ васъ въ лицѣ меньшихъ братій. Горе тѣмъ, которымъ Онъ нѣкогда скажетъ: Взалкахся /с. 64/ бо, и не дасте Ми ясти: возжадахся, и не напоисте Мене; страненъ бѣхъ, и не введосте Мене; нагъ, и не одѣясте Мене; боленъ и въ темницѣ, и не посѣтисте Мене (Матѳ. 25, 42-43). Раздробляй алчущимъ хлѣбъ твой, и нищія безкровныя введи въ домъ твой; аще видиши нага одѣй, и отъ свойственныхъ племене твоего не презри (Исаія 58, 7).

Но у Него есть другая, еще бóльшая жажда, чѣмъ жажда тѣлесная. Когда повстрѣчался Онъ тамъ, у источника близъ города Сихаря, съ женою Самарянкою, сказалъ ей: дай Мнѣ пить, то сдѣлалъ это съ тою цѣлью, чтобы въ ней самой возбудить жажду живой воды, которую Онъ для нея приготовилъ: аще бы вѣдала даръ Божій, сказалъ Онъ ей, и Кто есть глаголяй ти: даждь Ми пити, ты бы просила у Него и далъ бы ти воду живу (Іоан. 4, 10). «Онъ жаждетъ нашей жажды», говоритъ, поэтому, одинъ изъ отцовъ Церкви. Что другое могло заставить Его изъ небесной Своей славы, которую Онъ имѣлъ у Отца прежде міръ не бысть, снизойти въ этотъ міръ грѣха и смерти, въ эту юдоль бѣдъ и скорбей, голода и жажды, поруганія и уничтоженія, какъ не жажда Его души нашей жажды /с. 65/ и блаженнаго утоленія ея живою водою? О, не будь такъ жестокъ! Дай Ему то, чего Онъ такъ страстно желаетъ и на что Онъ имѣетъ полное право, такъ дорого стоившее Ему. Дай ему твое сердце, дабы Онъ наполнилъ его всею полнотою Своего мира и благодати. Для чего такъ часто становишься ты на дорогѣ самому себѣ и вѣчному спасенію души своей, для чего пренебрегаешь призывомъ жаждущей души твоего Спасителя? Горе тому, кто, вмѣсто хорошаго напитка, подаетъ Ему уксусъ. Горе тебѣ, если Онъ ищетъ у тебя винограда, а находитъ терніе. И что будетъ, если безплодно пройдетъ для тебя время Его ищущей любви, и не окажется тамъ никакого Лазаря, который, омочивъ конецъ перста своего въ водѣ, охладилъ бы твой языкъ и облегчилъ бы твою жажду?

Но еще есть время; еще продолжаетъ Онъ жаждать спасенія твоей души; еще проситъ Онъ со креста Своего: примиритесь съ Богомъ (2 Кор. 5, 20). — И жаждай да пріидетъ и хотяй да пріиметъ воду животную туне (Апокал. 22, 17). Ибо всякъ, піяй отъ воды сея, вжаждется паки: а иже піетъ отъ воды, юже Азъ дамъ ему, не вжаждется во вѣки, но /с. 66/ вода, юже Азъ дамъ ему, будетъ въ немъ источникъ воды, текущія въ животъ вѣчный (Іоан. 4, 14).

О, привлекай же, Христе Боже, къ Себѣ всѣхъ, которые еще далеко отъ Тебя, Источника живой воды, блуждаютъ въ пустынѣ міра, дабы жаждущая любовь Твоя пробудила жажду и ихъ душъ, и дабы они нашли въ себѣ жизнь и полное удовлетвореніе! Помоги намъ, вѣрующимъ въ Тебя, чтобы мы всегда приходили черпать изъ Твоей полноты, пока мы нѣкогда не придемъ къ Тебѣ для вѣчнаго созерцанія, когда не будемъ мы уже болѣе ни алкать ни жаждать, когда Ты Самъ будешь пасти насъ и водить къ источнику живой воды.

Источникъ: Митрополитъ Владиміръ. Бесѣды на семь словъ Спасителя со креста. — СПб.: Сѵнодальная типографія, 1903. — С. 55-66.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.