Церковный календарь
Новости


2018-05-23 / russportal
И. А. Родіоновъ. Повѣсть "Жертвы вечернія". Глава 50-я (1922)
2018-05-23 / russportal
И. А. Родіоновъ. Повѣсть "Жертвы вечернія". Глава 49-я (1922)
2018-05-23 / russportal
Н. А. Соколовъ. "Убійство Царской Семьи". Глава 6-я (1925)
2018-05-23 / russportal
Н. А. Соколовъ. "Убійство Царской Семьи". Глава 5-я (1925)
2018-05-23 / russportal
Cвт. Іоаннъ Шанхайскій. Разслабленный, самарянка и слѣпорожденный (1994)
2018-05-23 / russportal
Cвт. Іоаннъ, архіеп. Шанхайскій. Святые Кириллъ и Меѳодій (1994)
2018-05-23 / russportal
Прав. Іоаннъ Кронштадтскій. "Моя жизнь во Христѣ". Часть 1-я (стр. 71-80) (1957)
2018-05-23 / russportal
Прав. Іоаннъ Кронштадтскій. "Моя жизнь во Христѣ". Часть 1-я (стр. 61-70) (1957)
2018-05-21 / russportal
И. А. Родіоновъ. Повѣсть "Жертвы вечернія". Глава 48-я (1922)
2018-05-21 / russportal
И. А. Родіоновъ. Повѣсть "Жертвы вечернія". Глава 47-я (1922)
2018-05-21 / russportal
Н. А. Соколовъ. "Убійство Царской Семьи". Глава 4-я (1925)
2018-05-21 / russportal
Н. А. Соколовъ. "Убійство Царской Семьи". Глава 3-я (1925)
2018-05-21 / russportal
Cвт. Іоаннъ, архіеп. Шанхайскій. Свв. равноап. Кириллъ и Меѳодій (1994)
2018-05-21 / russportal
Cвт. Іоаннъ Шанхайскій. Слово въ недѣлю всѣхъ русскихъ святыхъ (1994)
2018-05-21 / russportal
Прав. Іоаннъ Кронштадтскій. "Моя жизнь во Христѣ". Часть 1-я (стр. 51-60) (1957)
2018-05-21 / russportal
Прав. Іоаннъ Кронштадтскій. "Моя жизнь во Христѣ". Часть 1-я (стр. 41-50) (1957)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - четвергъ, 24 мая 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 12.
Церковная письменность

Свящмуч. Владиміръ (Богоявленскій), митр. Кіевскій († 1918 г.)

Свящмуч. Владиміръ (въ мірѣ Василій Никифоровичъ Богоявленскій) (1848-1918), митрополитъ Кіевскій и Галицкій, видный церковный и общественный дѣятель, монархистъ, первый архіерей-новомученикъ Россійской Церкви. Родился 1 января 1848 г. въ селѣ Малая Моршевка Моршанскаго уѣзда Тамбовской губерніи въ семьѣ священника. Окончилъ Тамбовскую духовную семинарію и Кіевскую духовную академію (1874) со степенью кандидата богословія. Съ 1888 г. — епископъ Старорусскій, викарій Новгородской епархіи. Съ 1891 г. — еп. Самарскій. Съ 1892 г. — архіеп. Карталинскій и Кахетинскій, Экзархъ Грузіи, членъ Святѣйшаго Сѵнода. Съ 1898 г. — митр. Московскій и Коломенскій. Придерживался консервативныхъ политическихъ взглядовъ, стремился проповѣдовать христіанство среди рабочихъ, полемизировалъ съ марксизмомъ. Онъ не только самъ принималъ участіе въ собраніяхъ и совѣщаніяхъ монархистовъ, но и рекомендовалъ всѣмъ записываться въ Союзъ Русскаго Народа (СРН), говоря: «Кто чувствуетъ себя русскимъ, тому естественно быть членомъ Союза Русскаго Народа». Въ 1905 г. активно поддержалъ дѣйствія московскаго ген.-губернатора Ѳ. В. Дубасова по борьбѣ съ революціей. Въ 1911 г. подъ его покровительствомъ состоялся Россійскій противоалкогольный съѣздъ. Поддерживалъ церковную и благотворительную дѣятельность Вел. Кн. Елизаветы Ѳедоровны. 23 ноября 1912 г. назначенъ митрополитомъ С.-Петербургскимъ и первенствующимъ членомъ Свят. Сѵнода. Докторъ богословія (1915). На одной изъ аудіенцій у Императора Николая II высказалъ свое негативное мнѣніе о дѣятельности Г. Е. Распутина и выступилъ за его удаленіе изъ С.-Петербурга. За открытое вмѣшательство въ дѣла государственнаго управленія былъ переведенъ на Кіевскую каѳедру, сохранивъ постъ первенствующаго члена Свят. Сѵнода. Членъ Предсоборнаго Совѣщанія. Продолжалъ участвовать въ монархическомъ движеніи. Въ 1917 г. призналъ Временное правительство, но подалъ въ отставку съ поста члена Свят. Сѵнода, оставшись на кіевской каѳедрѣ. Участникъ Всероссійскаго Помѣстнаго Собора 1917-1918 гг. Выступалъ противъ автокефалистскихъ настроеній среди части кіевскаго духовенства. Послѣ жестокихъ пытокъ былъ звѣрски растерзанъ революціонными бандитами 25 января 1918 г. послѣ взятія ими Кіева. Память св. свящмуч. Владиміра, митр. Кіевскаго — 25 января / 7 февраля.

Сочинения свящмуч. Владиміра (Богоявленскаго), митр. Кіевскаго

Свящмуч. Владиміръ, митр. Кіевскій († 1918 г.)
БЕСѢДЫ НА СЕМЬ СЛОВЪ СПАСИТЕЛЯ СО КРЕСТА.

6. Совершишася!

Егда же пріятъ оцетъ Іисусъ, рече: совершишася! (Іоан. 19, 30).

Тотъ уксусный напитокъ, который воины подали Господу Іисусу на Его воззваніе: «жажду» былъ послѣднею горечью, которую онъ долженъ былъ вкусить во время Своихъ крестныхъ страданій. Крещеніе, которымъ Онъ долженъ былъ креститься и предъ которымъ такъ смущалась душа Его, совершилось; чаша, которую далъ Ему Отецъ, выпита до дна. Егда же пріятъ оцетъ Іисусъ, рече: совершишася!

Совершишася! Что же, возлюбленные братіе, хочетъ сказать Господь Іисусъ, когда восклицаетъ: совершишася?

Что закончились Его страданія, достигли своей цѣли всѣ эти мученія, которыя перенесъ Онъ съ того тяжелаго часа въ Геѳсиманіи, всѣ эти оскорбленія, заушенія и бичеванія, что Онъ не будетъ уже болѣе висѣть между небомъ и землею на древѣ клятвы съ распростертыми членами, съ пригвожденными руками и ногами, подъ /с. 68/ насмѣшками мучителей, томимый нестерпимою жаждою; что пришли теперь къ концу и тѣ невыносимыя страданія Его истерзанной души, которыя исторгли у Него этотъ жалобный вопль: Боже Мой, Боже Мой, вскую Мя еси оставилъ? И въ самомъ дѣлѣ, не естественно ли было душѣ Его вздохнуть свободнѣе въ сознаніи того, что все это наконецъ совершилось? Не должны ли и мы почувствовать облегченіе и возрадоваться при мысли, что насталъ наконецъ предѣлъ Его труду и долготерпѣнію, и Ему ничего болѣе не остается, какъ предать душу Свою въ руки Отца, и, склонивъ голову Свою, испустить духъ?

Все это, конечно, такъ, возлюбленные слушатели! И однако мы не совсѣмъ правильно поняли бы и далеко не вполнѣ исчерпали бы содержаніе этого крестнаго слова Спасителя: «совершишася», если бы этимъ только ограничили смыслъ и значеніе его, то есть, если бы поняли его какъ только голосъ работника, утомленнаго подъ тяжестію дневнаго труда, который свободнѣе начинаетъ дышать, когда закончилъ свою работу и предался вечернему покою; или же какъ вздохъ больнаго, ко/с. 69/торый, на одрѣ своей болѣзни, чувствуетъ, что страданія его клонятся къ концу и не далеко исцѣленіе! Нѣтъ, какъ вообще Онъ пришелъ на землю не для того, чтобы искать Своего, но задачею Его земной жизни было исполнять волю и совершать дѣло Того, Который послалъ Его: такъ и въ этомъ крестномъ словѣ Онъ думаетъ не о Себѣ и не о Своихъ страданіяхъ: Онъ устремляетъ взоръ Свой на тѣхъ, для спасенія которыхъ Онъ пришелъ на землю, на то дѣло, для совершенія котораго послалъ Его Отецъ, и восклицаетъ при этомъ: «совершишася!»

Совершишася, то есть совершилось дѣло искупленія міра, для котораго Онъ былъ посланъ Отцемъ Своимъ, исполненъ законъ въ этомъ Его послушаніи до смерти, смерти же крестныя, принесена жертва за грѣхи міра, утоленъ гнѣвъ Божій на грѣшный міръ, разодрано рукописаніе, которое свидѣтельствовало противъ него, уничтожено средостѣніе между Богомъ и человѣкомъ, открытъ послѣднему входъ ко Отцу, побѣждены міръ, грѣхъ, адъ, смерть, діаволъ, и настала жизнь и непрестающее бытіе. Вотъ что разумѣетъ Іисусъ, когда восклицаетъ /с. 70/ со креста Своего: совершишася! Это торжественный кликъ побѣдителя, утренняя заря новаго дня, который начинается сегодня для міра.

Это былъ день, въ который осуществилось наконецъ то, чего такъ томительно ждалъ родъ человѣческій въ продолженіе тысячелѣтій и о чемъ предвозвѣщали въ раю. Въ прахѣ, у ногъ этого Распятаго лежалъ теперь тотъ древній змій, которому Онъ — сѣмя жены — раздавилъ голову. Это былъ тотъ день Господень, который нѣкогда увидѣлъ праотецъ Авраамъ и возрадовался, — ибо предъ его духовнымъ взоромъ возстали всѣ племена земныя, которыя должны были быть благословлены чрезъ это его сѣмя. Это былъ день открытія для падшаго человѣчества тѣхъ истинныхъ благъ, которыя прообразовала жертва ветхаго завѣта съ его храмомъ и священствомъ. Теперь стоялъ онъ тамъ, на Голгоѳѣ, алтарь завѣта, новаго, вѣчнаго завѣта, на которомъ истинный Первосвященникъ принесъ Самого Себя, какъ вѣчно дѣйствительную жертву за грѣхи всего міра. Онъ окидывалъ Своимъ взоромъ всѣ поколѣнія, какія только существовали до/с. 71/селѣ на землѣ, и заглядывалъ въ даль отдаленнаго будущаго до послѣдняго рода, имѣющаго произойти отъ этого сѣмени, и тамъ и здѣсь не было ни кого, для котораго не былъ открытъ сегодня источникъ спасенія; но все было сдѣлано и вѣчное спасеніе пріобрѣтено. Теперь смѣло могутъ выйти они, вѣстники царства Христова, ко всѣмъ грѣшникамъ съ этимъ милостивымъ приглашеніемъ: «пріидите, все готово!» Теперь вправѣ они предложить имъ: «примиритесь съ Богомъ!...» Не ожесточите сердецъ вашихъ! — Совершишася! Вотъ сладкое утѣшительное евангеліе, которое возвѣщается теперь грѣшному міру. Они пріидутъ, заключаетъ 21-й псаломъ, начальными, словами котораго восклицалъ Распятый: Боже Мой, Боже Мой, вскую Мя еси оставилъ? — они пріидутъ и возвѣстятъ правду Его людямъ рождшимся, яже сотвори Господь (Псал. 21, 32), то есть возвѣстятъ о томъ, что Онъ совершилъ, исполнилъ, осуществилъ дѣло искупленія падшаго человѣка и примиренія міра съ Богомъ и открылъ вѣчное спасеніе.

Совершишася! Такъ взываетъ нашъ Спаситель къ Отцу, Который послалъ Его и /с. 72/ дѣло Котораго Онъ совершилъ теперь; такъ взываетъ Онъ къ небу, ангельскій хоръ котораго, при Его рожденіи въ Виѳлеемѣ, пѣлъ надъ Его яслями: слава въ вышнихъ Богу и на земли миръ, въ человѣцѣхъ благоволеніе; такъ взываетъ Онъ къ искупленной землѣ, которую Онъ примирилъ съ Богомъ, и чада которой сдѣлались теперь людьми Божія благоволенія.

Совершишася! О, прислушайтесъ вы, чада міра и земли, къ этому слову умирающаго на крестѣ Спасителя и примите къ сердцу то, что Онъ хочетъ сказать вамъ. Совершишася! Не въ дѣлахъ героевъ и великихъ и мудрыхъ міра сего совершилось это, какъ бы ни были велики ихъ сила, мудрость и искусство, и съ какимъ бы удивленіемъ ни останавливались мы предъ произведеніями ихъ. Въ итогѣ всякой дѣятельности этихъ мудрецовъ, всякихъ стремленій и домогательствъ дохристіанскаго міра было только сознаніе собственной немощи и безсилія, неутомимая жажда по Богѣ, по живомъ Богѣ! Глаголющеся тогда быти мудри, говоритъ апостолъ Павелъ, объюродѣша (Рим. 1, 22). Во всѣхъ дѣлахъ людей дохристіанскаго міра не было /с. 73/ ни спасенія, ни мира съ Богомъ, ни отвѣта на вопросъ: что мнѣ дѣлать, чтобы бытъ счастливымъ? Это можно было находить и находили только въ вѣрѣ въ Того, Который имѣлъ совершить наше искупленіе на Голгоѳѣ. О, не вѣрьте, братіе, міру, если онъ вѣру отцовъ вашихъ попираетъ, какъ суевѣріе минувшихъ вѣковъ, и, расшатывая вашу вѣру въ Спасителя, указываетъ на свои дѣла, на книги своихъ мудрецовъ, на успѣхи человѣческаго ума, на дѣла грядущихъ поколѣній. Принимайте съ чистымъ сердцемъ все благородное, высокое и великое, всѣ полезныя начинанія и стремленія нашего вѣка, и не чуждайтесь ничего человѣческаго, но не ждите отъ человѣка и человѣческой дѣятельности и мудрости того, чего они никогда не могутъ даже и достигнуть. Свѣтъ, спасеніе и вѣчная жизнь, миръ для уязвленной совѣсти, исцѣленіе измученнаго сердца, удовлетвореніе его глубочайшихъ вѣчныхъ потребностей и возстановленіе грѣхомъ нарушеннаго общенія съ Богомъ, избавленіе отъ смерти, ада и суда, они никогда не придутъ къ міру изъ области того, что могутъ совершить и совершаютъ /с. 74/ люди на землѣ. Не придутъ они ни изъ изумительныхъ успѣховъ человѣческаго развитія, ни изъ геройскихъ подвиговъ завоевателей, ни изъ научныхъ изслѣдованій, открытій и изобрѣтеній, но только съ Голгоѳы, отъ креста Агнца Божія, взявшаго на Себя грѣхи міра, отъ Него — вѣчнаго Первосвященника, Примирителя міра съ Богомъ, Который все это совершилъ для насъ Своимъ послушаніемъ до крестной смерти.

Совершишася! О, какое это сладкое, утѣшительное для насъ слово, когда пробуждается наша совѣсть, когда охватываетъ насъ чувство собственной вины и безсилія, когда смерть и адъ пугаютъ нашу душу.

Христіанинъ! Когда глубокая скорбь о грѣхахъ твоихъ снѣдаетъ твою душу, когда, углубляясь внутрь себя, ты болѣе и болѣе убѣждаешься, какая непроходимая пропасть лежитъ между твоимъ желаніемъ добра и осуществленіемъ его и какъ слабы твои силы въ борьбѣ съ злымъ началомъ, лежащимъ въ твоей испорченной грѣхомъ природѣ, тогда ищи подкрѣпленія своей надежды на спасеніе не въ себѣ самомъ и /с. 75/ не въ своихъ дѣлахъ, но въ Немъ, во Христѣ Іисусѣ и въ дѣлѣ Его искупленія, которое Онъ совершилъ для тебя на Голгоѳѣ. Совершивъ это дѣло для тебя, Онъ силенъ и готовъ совершить его и въ тебѣ. Ибо сила Его совершается и въ немощи. Не дѣлай только изъ искупительныхъ заслугъ твоего Спасителя мягкаго возглавія для твоей совѣсти. Возлагая надежду на благодатную помощь Искупителя, не опускай и своихъ собственныхъ рукъ, не предавайся безпечности въ дѣлѣ своего спасенія и самъ. Помни, что Богъ, сотворившій насъ безъ нашего участія, не захотѣлъ насъ и искупить безъ нашего содѣйствія. Напротивъ, мы можемъ достигать спасенія только подъ условіемъ нашего собственнаго старанія, нашихъ собственныхъ усилій. Царствіе Божіе нудится, говоритъ слово Божіе, и только нуждницы восхищаютъ его.

Источникъ: Митрополитъ Владиміръ. Бесѣды на семь словъ Спасителя со креста. — СПб.: Сѵнодальная типографія, 1903. — С. 67-75.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.