Церковный календарь
Новости


2018-05-25 / russportal
Н. И. Ульяновъ. Замолчанный Марксъ (1969)
2018-05-25 / russportal
Дѣянія 2-го Всезарубежн. Собора РПЦЗ 1938 г. Докладъ (2-й) К. Н. Николаева (1939)
2018-05-24 / russportal
Cвт. Іоаннъ, архіеп. Шанхайскій. Святыя Евѳимія и Ольга (1994)
2018-05-24 / russportal
Cвт. Іоаннъ, архіеп. Шанхайскій. Преп. Серафимъ Саровскій (1994)
2018-05-24 / russportal
Прав. Іоаннъ Кронштадтскій. "Новыя грозныя слова". Слово 15 (37) (1908)
2018-05-24 / russportal
Прав. Іоаннъ Кронштадтскій. "Новыя грозныя слова". Слово 14 (36) (1908)
2018-05-23 / russportal
И. А. Родіоновъ. Повѣсть "Жертвы вечернія". Глава 50-я (1922)
2018-05-23 / russportal
И. А. Родіоновъ. Повѣсть "Жертвы вечернія". Глава 49-я (1922)
2018-05-23 / russportal
Н. А. Соколовъ. "Убійство Царской Семьи". Глава 6-я (1925)
2018-05-23 / russportal
Н. А. Соколовъ. "Убійство Царской Семьи". Глава 5-я (1925)
2018-05-23 / russportal
Cвт. Іоаннъ Шанхайскій. Разслабленный, самарянка и слѣпорожденный (1994)
2018-05-23 / russportal
Cвт. Іоаннъ, архіеп. Шанхайскій. Святые Кириллъ и Меѳодій (1994)
2018-05-23 / russportal
Прав. Іоаннъ Кронштадтскій. "Моя жизнь во Христѣ". Часть 1-я (стр. 71-80) (1957)
2018-05-23 / russportal
Прав. Іоаннъ Кронштадтскій. "Моя жизнь во Христѣ". Часть 1-я (стр. 61-70) (1957)
2018-05-21 / russportal
И. А. Родіоновъ. Повѣсть "Жертвы вечернія". Глава 48-я (1922)
2018-05-21 / russportal
И. А. Родіоновъ. Повѣсть "Жертвы вечернія". Глава 47-я (1922)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - суббота, 26 мая 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 5.
Церковная письменность

Свящмуч. Владиміръ (Богоявленскій), митр. Кіевскій († 1918 г.)

Свящмуч. Владиміръ (въ мірѣ Василій Никифоровичъ Богоявленскій) (1848-1918), митрополитъ Кіевскій и Галицкій, видный церковный и общественный дѣятель, монархистъ, первый архіерей-новомученикъ Россійской Церкви. Родился 1 января 1848 г. въ селѣ Малая Моршевка Моршанскаго уѣзда Тамбовской губерніи въ семьѣ священника. Окончилъ Тамбовскую духовную семинарію и Кіевскую духовную академію (1874) со степенью кандидата богословія. Съ 1888 г. — епископъ Старорусскій, викарій Новгородской епархіи. Съ 1891 г. — еп. Самарскій. Съ 1892 г. — архіеп. Карталинскій и Кахетинскій, Экзархъ Грузіи, членъ Святѣйшаго Сѵнода. Съ 1898 г. — митр. Московскій и Коломенскій. Придерживался консервативныхъ политическихъ взглядовъ, стремился проповѣдовать христіанство среди рабочихъ, полемизировалъ съ марксизмомъ. Онъ не только самъ принималъ участіе въ собраніяхъ и совѣщаніяхъ монархистовъ, но и рекомендовалъ всѣмъ записываться въ Союзъ Русскаго Народа (СРН), говоря: «Кто чувствуетъ себя русскимъ, тому естественно быть членомъ Союза Русскаго Народа». Въ 1905 г. активно поддержалъ дѣйствія московскаго ген.-губернатора Ѳ. В. Дубасова по борьбѣ съ революціей. Въ 1911 г. подъ его покровительствомъ состоялся Россійскій противоалкогольный съѣздъ. Поддерживалъ церковную и благотворительную дѣятельность Вел. Кн. Елизаветы Ѳедоровны. 23 ноября 1912 г. назначенъ митрополитомъ С.-Петербургскимъ и первенствующимъ членомъ Свят. Сѵнода. Докторъ богословія (1915). На одной изъ аудіенцій у Императора Николая II высказалъ свое негативное мнѣніе о дѣятельности Г. Е. Распутина и выступилъ за его удаленіе изъ С.-Петербурга. За открытое вмѣшательство въ дѣла государственнаго управленія былъ переведенъ на Кіевскую каѳедру, сохранивъ постъ первенствующаго члена Свят. Сѵнода. Членъ Предсоборнаго Совѣщанія. Продолжалъ участвовать въ монархическомъ движеніи. Въ 1917 г. призналъ Временное правительство, но подалъ въ отставку съ поста члена Свят. Сѵнода, оставшись на кіевской каѳедрѣ. Участникъ Всероссійскаго Помѣстнаго Собора 1917-1918 гг. Выступалъ противъ автокефалистскихъ настроеній среди части кіевскаго духовенства. Послѣ жестокихъ пытокъ былъ звѣрски растерзанъ революціонными бандитами 25 января 1918 г. послѣ взятія ими Кіева. Память св. свящмуч. Владиміра, митр. Кіевскаго — 25 января / 7 февраля.

Сочинения свящмуч. Владиміра (Богоявленскаго), митр. Кіевскаго

Свящмуч. Владиміръ, митр. Кіевскій († 1918 г.)
БЕСѢДЫ НА СЕМЬ СЛОВЪ СПАСИТЕЛЯ СО КРЕСТА.

7. Отче, въ руцѣ Твои предаю духъ Мой!

И возглашь гласомъ веліимъ Іисусъ, рече: Отче, въ руцѣ Твои предаю духъ Мой: и сія рекъ издше (Лук. 23, 46).

Это седьмое и послѣднее слово нашего Спасителя на крестѣ. Совершилось. Единородный Сынъ Божій исполнилъ то дѣло, которое назначилъ Ему Отецъ. Послушный до смерти, смерти же крестныя, Онъ все перенесъ, все препобѣдилъ и установилъ новый, вѣчный завѣтъ благодати и примиренія человѣка съ Богомъ. Все было сдѣлано, и только одно теперь оставалось для Него, — вкусить тѣлесную смерть, разлученіе тѣла и души. И возглашь гласомъ веліимъ Іисусъ, рече: Отче, въ руцѣ Твои предаю духъ Мой!

Изъ всѣхъ семи крестныхъ словъ два только слова, по свидѣтельству евангелистовъ, произнесъ Спаситель громкимъ голосомъ. Это скорбный вопль Его жестокой душевной борьбы: Боже Мой, Боже Мой, вскую Мя еси оставилъ? и это послѣднее /с. 77/ слово побѣдителя: Отче, въ руцѣ Твои предаю духъ Мой! Свидѣтели Его тяжкой борьбы должны были быть свидѣтелями и Его побѣды.

Какъ тотъ скорбный вопль нашего Спасителя, и это послѣднее крестное слово есть слово псалмопѣвца Давида: въ руцѣ Твои, читаемъ мы въ 30-мъ псалмѣ Давида, предложу духъ мой: избавилъ мя еси, Господи Боже истины (Псал. 30, 6). Вообще слово Божіе было въ сердцѣ и на устахъ Спасителя постоянно, въ продолженіе всей Его жизни, отъ начала до конца ея, но въ особенности Онъ любилъ употреблять его, какъ оружіе, въ тяжелые часы борьбы и искушеній. Такъ словомъ Божіимъ отразилъ Онъ, въ началѣ Своего общественнаго служенія, сатану-искусителя, сказавъ ему: отойди отъ Мене, писано бо есть: не искусиши Господа Бога твоего. Слово Божіе было на устахъ Его, когда Онъ, въ минуты глубочайшей душевной тоски Своей, воскликнулъ: Боже Мой, Боже Мой, вскую Мя еси оставилъ? Съ словомъ Божіимъ на устахъ и умираетъ Онъ теперь на крестѣ Своемъ: Отче, въ руцѣ Твои предаю духъ Мой!

/с. 78/ Благо тѣмъ, которые точно также постоянно носятъ въ своемъ сердцѣ слово Божіе и настолько напитали и укрѣпили имъ свои души, что могутъ употреблять его не только какъ оружіе, какъ мечъ духовный въ борьбѣ съ искушеніями, но и какъ утѣшеніе и ободреніе въ скорби и отчаяніи. Напротивъ, какъ жалки и безпомощны бываютъ во дни бѣдствій и испытаній, особенно же въ предсмертные часы тѣ изъ насъ, кои въ добрые и благополучные дни не озаботились сдѣлать запаса изъ слова Божія! Имъ нужно утѣшеніе, ободреніе, подкрѣпленіе, но гдѣ взять ихъ? Въ душѣ ихъ пустота: ни одной молитвы, ни одного священнаго пѣснопѣнія, ни одного изреченія слова Божія, которое могло бы ободрить, подкрѣпить удрученную душу и пролить въ нее свѣтлый лучъ надежды. Вотъ почему весьма умѣстно здѣсь припомнить слова Премудраго: помяни Сотворшаго тя во днехъ юности твоея, дондеже не пріидутъ дніе злобы твоея, и приспѣютъ лѣта, въ нихъ же речеши: нѣсть ми въ нихъ хотѣнія (Экклез. 12, 1). Внушайте же вы, добрые родители, наставники и воспитатели, ввѣренному вамъ /с. 79/ подростающему поколѣнію, чтобы оно съ самыхъ раннихъ поръ, какъ можно больше, обогащало себя запасомъ различныхъ примѣровъ изъ священной исторіи, изреченій Библіи и чудныхъ пѣснопѣній нашей Церкви. Повѣрьте, что это не будетъ напраснымъ трудомъ, и такой запасъ религіозныхъ знаній не будетъ излишнимъ балластомъ, обременяющимъ только память вашихъ питомцевъ. Нѣтъ, это поистинѣ будетъ для нихъ драгоцѣннымъ, незамѣнимымъ сокровищемъ, хотя бы они теперь не знали и не могли оцѣнитъ его по достоинству. Если не сейчасъ, то современемъ они глубоко будутъ благодарны вамъ за то, что вы заставляли ихъ съ дѣтства дѣлать этотъ дорогой запасъ, когда напримѣръ въ душѣ юноши или мужа оживетъ съ своимъ предостереженіемъ какое-нибудь, хотя бы противъ воли заученное въ дѣтствѣ, священное слово и отведетъ заблудшаго отъ бездны погибели, или когда эти примѣры изъ священной исторіи, эти изреченія изъ слова Божія, предстанутъ какъ ангелы хранители, предъ одромъ больнаго, успокоятъ его душу своими утѣшеніями и проведутъ чрезъ мрачную доли/с. 80/ну смерти! О, даруй, Господи, чтобы, съ наступленіемъ и нашего страшнаго часа смерти, послѣдній вздохъ и каждаго изъ насъ былъ заимствованъ изъ слова Божія, какъ вздохъ умирающаго Спасителя: Отче, въ руцѣ Твои предаю духъ Мой!

Это суть слова молитвы, которыя Спаситель заимствовалъ изъ псалма Давида. Такимъ образомъ молясь умираетъ Спаситель, какъ молясь и жилъ Онъ. Да и что за жизнь, что за смерть безъ молитвы! Но, друже! Какъ можешь ты умереть съ молитвою, если ты жилъ безъ молитвы и въ продолженіе всей своей жизни не научился молиться?

Отче, въ руцѣ Твои предаю духъ Мой! Вотъ слова, которыми молится Спаситель въ моментъ смерти, къ которой Онъ Самъ вышелъ на встрѣчу. Онъ добровольно предалъ Себя въ руки враговъ Своихъ, которые предъ Его мощнымъ: Азъ есмь пали ницъ, и никакая сила не могла бы связать Его, если бы Онъ Самъ не захотѣлъ этого; такъ же добровольно предаетъ Онъ Себя и въ узы смерти. «Онъ пришелъ къ смерти, а не смерть къ Нему», говорили, поэтому, отцы Церкви. Въ доказательство /с. 81/ этого Онъ и предалъ духъ Свой въ руки Отца, возглашь гласомъ веліимъ, то есть съ громкимъ воплемъ. Никтоже возметъ ю (жизнь) отъ Мене, но Азъ полагаю ю о Себѣ; область имамъ положити ю, и область имамъ паки пріяти ю (Іоан. 10, 18).

Онъ умеръ добровольно, но умеръ дѣйствительно и претерпѣлъ за насъ всѣ мученія смерти. И затѣмъ Онъ передалъ душу Свою на попеченіе и сохраненіе (Самъ Собою Онъ не могъ уже этого сдѣлать) Отцу Своему. Изъ рукъ враговъ Своихъ, которые, послѣ различныхъ издѣвательствъ и мученій, повѣсили Его на древѣ клятвы, передалъ Онъ Себя въ руки Бога. Отче, молится Онъ, какъ въ первомъ Своемъ крестномъ словѣ, словѣ Своего первосвященническаго ходатайства за убійцъ. Отцомъ называетъ Онъ снова Того, Котораго въ тотъ ужасный часъ Своей оставленности отъ Отца называлъ Богомъ. Въ этотъ часъ Своей смерти Онъ снова становится въ такое же отношеніе къ Отцу Своему, въ какомъ былъ ранѣе, до Своихъ страданій.

Что означаетъ эта молитва нашего Спасителя, это видимъ мы изъ словъ 15-го /с. 82/ псалма, которыя, по свидѣтельству апостола Петра (рѣчь его въ день Пятидесятницы), исполнились на Іисусѣ Христѣ. Сохрани мя, Господи, яко на Тя уповахъ!.. Яко не оставиши души моея во адѣ, ниже даси преподобному Твоему видѣти истлѣнія (Псал. 15, 1. 10).

Онъ передаетъ Свою душу въ руки Отца въ той увѣренности, что она будетъ невредимою и въ цѣлости сохранена до того дня, когда Онъ снова возьметъ ее изъ Его рукъ для воскрешенія тѣла.

Свободный отъ всякихъ страданій, безопасный отъ ярости и козней діавола, Іисусъ входилъ въ покой Божій; тотчасъ открылись Ему двери рая, въ который Онъ обѣщалъ сегодня же ввести съ Собою разбойника, куда ведетъ Онъ души и всѣхъ Своихъ послѣдователей, которыя вмѣстѣ съ Собою, въ этомъ послѣднемъ Своемъ вздохѣ, какъ милосердный Первосвященникъ, передаетъ въ руки Своего Отца. И Азъ животъ вѣчный дамъ имъ, и не погибнутъ во вѣки, и не восхититъ ихъ никтоже отъ руки Моея. Отецъ Мой, Иже даде Мнѣ, болій всѣхъ есть, и никтоже /с. 83/ можетъ восхитити ихъ отъ руки Отца Моего (Іоан. 10, 28-29).

Вотъ почему христіане знаютъ, на чемъ основывается ихъ утѣшительная увѣренность и въ Чьи руки они отдаютъ, при наступленіи смерти, свои души на сохраненіе до дня воскресенія. Вотъ почему первомученикъ Стефанъ, умирая подъ камнями своихъ убійцъ, молится: Господи Іисусе, пріими духъ мой! Вотъ почему и многіе другіе изъ мучениковъ христіанскихъ, умирая, говорили: О, Господи Христе, Ты мой Спаситель, въ Твои руки предаю я духъ мой. Или: Отче, въ руцѣ Твои предаю духъ мой; Ты избавилъ мя, Господи Боже истины.

Христіанинъ! Будетъ ли этотъ вздохъ и твоимъ предсмертнымъ вздохомъ? О, старайся, чтобы ты могъ отдать твою душу на храненіе до дня воскресенія въ такія надежныя руки. Блаженъ, кто, при послѣднемъ концѣ своей жизни, когда исчезаютъ и мысли и чувства, бываетъ достоинъ того, чтобы передать свою душу въ руки Всемогущаго Отца, съ увѣренностію, что никто не вырветъ ее изъ этихъ рукъ. Таковой утѣшительной увѣренности вполнѣ достаточно для того, чтобы уме/с. 84/реть въ мирѣ. Имѣющій таковую вѣру знаетъ, что душа его и среди бушующихъ волнъ смерти будетъ безопасна и останется невредимою. Я въ рукахъ моего Отца; я знаю это и больше мнѣ ничего не нужно знатъ; для меня совершенно довольно знать о мѣстѣ покоя. А что будетъ отъ момента моей смерти до того часа, когда всѣ умершіе услышатъ гласъ Сына Божія и откроются ихъ гробы, это я предоставляю Ему и Его благой волѣ. При послѣднемъ концѣ своемъ я молюсь: Отче, въ руцѣ Твои предаю духъ мой, и, всецѣло возложивъ на Него свою надежду, умираю съ миромъ.

Да сподобитъ насъ Отецъ нашъ небесный такой мирной кончины! Но, о мои возлюбленные братіе! Кто не зналъ на небѣ никакого Отца въ продолженіе своей жизни, тотъ можетъ ли вручить Ему духъ свой при смерти? Кто отвергаетъ Сына, у того нѣтъ и Отца (1 Іоан. 2, 23). Никто не приходитъ, говоритъ Онъ Самъ, ко Отцу, токмо Мною (Іоан. 14, 6). Вотъ почему и проповѣдуется теперь Его имя, дабы вы увѣровали въ Него и по этой вѣрѣ сдѣлались чадами Божіими. Блаженъ, кто мо/с. 85/жетъ, при послѣднемъ своемъ вздохѣ, передать свой духъ въ руки Отца, но страшно попасть въ руки Живаго Бога, Который никогда не бываетъ поругаемъ и изъ рукъ Котораго никто не можетъ спасти. Да защититъ и сохранитъ насъ отъ сего Отецъ нашъ небесный!

Іисусъ воскликнулъ громкимъ голосомъ: Отче, въ руцѣ Твои предаю духъ Мой! И сія рекъ, издше. Уста Его сомкнулись и умолкли: глаза Его закрылись: лице помертвѣло; душа отлетѣла, и тѣло Царя жизни, какъ трупъ, повисло на крестѣ своемъ.

Когда склонилъ Свою голову и умеръ Спаситель, поколебалась земля, распались камни, раскрылись гробы умершихъ и завѣса во святая святыхъ разорвалась на двѣ половины отъ верхняго края до нижняго. Сотникъ же, который держалъ стражу при крестѣ, когда увидѣлъ все совершившееся, прославилъ Бога и сказалъ: Воистину это праведный человѣкъ и Сынъ Божій былъ. И весь народъ, бывшій при этомъ и видѣвшій все это, ударяя себя въ перси, разошелся по домамъ.

Братіе христіане! Будемъ и мы, съ благоговѣніемъ, преклоняя колѣна душъ и тѣ/с. 86/лесъ нашихъ предъ крестомъ Его, ударять себя въ перси, каяться и молиться, говоря: Боже, милостивъ буди намъ грѣшнымъ, намъ, которые распяли и убили Бога, единороднаго Сына, единственнаго Праведника въ нечестивомъ родѣ человѣческомъ, — убили Того, Котораго теперь никакая смерть уже не умертвитъ, убили Царя жизни, Который, умерши за грѣхи наши и воскресши за оправданіе наше, взошелъ теперь на небо, въ вѣчный чертогъ Отца Своего, чтобы открыть свободный входъ туда и намъ, и всѣмъ, которые вмѣстѣ съ нами преклоняются предъ крестомъ Его и, ударяя себя въ перси свои, сокрушаются о грѣхахъ своихъ. О, Господи, Іисусе Христе! Ты вѣчный Первосвященникъ, Сынъ Божій, Агнецъ Божій, вземшій грѣхи міра, понесшій и наши грѣхи. Пріими эту жертву нашего благодаренія, съ которою мы сегодня, съ благоговѣйною мольбою, преклоняемся предъ Тобою! Пусть образъ Твоего святаго и пречистаго, за наши грѣхи распятаго на древѣ клятвы, тѣла, ежедневно побуждаетъ насъ умирать грѣху и оживать для Бога! Признай насъ Ты, вѣрный Пастырь, Своими и помоги намъ быть и /с. 87/ на всю жизнь свою оставаться Твоими, дабы мы, при наступленіи страшнаго часа смерти, могли со дерзновеніемъ передатъ наши души на понеченіе Отца небеснаго и во имя Твое сказать: Отче, въ руцѣ Твои предаю духъ мой!

Аминь.

Источникъ: Митрополитъ Владиміръ. Бесѣды на семь словъ Спасителя со креста. — СПб.: Сѵнодальная типографія, 1903. — С. 76-87.

Назадъ / Къ оглавленію


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.